Когда в 2008-м году на экраны вышел "Самый лучший фильм", претендовавший на звание отечественного "Очень страшного кино", от него даже ожидали чего-то приятного. Все-таки парни из Comedy Club при всей своей противоречивости завоевали многомиллионную аудиторию и, по прогнозам, могли снять достаточно приличную комедию, особенно если учесть, что за подобные пародии на российское кино до них никто не брался. Однако, когда вышел "первый блин", критики дружно поседели, зрители расстроились, а Comedy Club растерял значительную часть своей аудитории. Однако Харламов и Галустян не отчаялись и, проводив покидающего проект Павла Волю, принялись за сиквел. Концепция кардинально поменялась — от унылого ситкома создатели пришли к картине с единой сюжетной линией, правда, почти полностью повторявшей "Жару" Резо Гигинеишвили. Клятвенные обещания на тему учтенных и исправленных ошибок оказались, впрочем, не выполнены, и второй фильм публика восприняла еще хуже первого. В итоге Гарик Харламов в своей кинопародии остался один, благо других более-менее заметных резидентов Comedy Club участие в ней не прельщало.

Тем не менее, еще одна попытка поработать над ошибками была предпринята, и вот на экраны вышел "Самый лучший фильм 3-ДЭ". И снова нас ждут кардинальные перемены — ситуационная комедия ушла в прошлое окончательно, как и попытка подделать оригинальные киноленты. К третьей части "Самый лучший фильм" обзавелся самостоятельным сюжетом, и теперь перед нами, вроде бы, пародия, но, в то же время, нет. Потому что герои не просто как бы невзначай попадают в ситуации, напоминающие пародируемые фильмы. Нет, сценаристы замахнулись на святое — герои эти самые фильмы снимают.

Такая, в общем, история: придурковатый молодой режиссер Макс Утесов снимает кино про Ленина-оборотня, поедающего солдат и матросов. Творения Макса остаются невостребованными, и приходится ему работать на банду видеопиратов в законе. От главного пирата Виктора Палыча Макс получает простенькое задание – доставить для копирования пленки с лучшими отечественными блокбастерами, номинированными на премию "Самый лучший фильм России". Макс и его не менее придурковатый приятель с задачей не справляются – единственные экземпляры картин сгорают, и теперь обоим грозит мучительная смерть от руки Виктора Палыча. Выход остается только один — за несколько дней переснять "Тараса Бульбу", "Черную молнию", "Адмирала" и еще четыре картины. Работник морга в качестве гримера, школьный учитель труда, отвечающий за спецэффекты и декорации, массовка, набранная в ближайшей пивной, — и сгоревшая гордость отечественного кинематографа будет воссоздана. Те, кто видел "Перемотку" Мишеля Гондри, определенно, будут испытывать при просмотре очередного детища Comedy Club некоторое дежавю.

Чувствуете разницу между пародийным фильмом, таким, каким мы привыкли его видеть, и этой картиной? В хорошей пародии те фильмы, над которыми решили посмеяться, были бы вписаны в происходящее на экране небольшими, но знаковыми, стопроцентно узнаваемыми элементами, и элементы эти органично вплетались бы в свой оригинальный сюжет. Так и получается тонкий качественный юмор. А у Гаспаряна с Харламовым все, над чем решили понасмехаться, будто топором вырублено и зрителю под нос засунуто. Дескать, глядите, вот тут Макс снимает "Кандагар", посмотрите, как смешно, да не перепутайте: это мы именно "Кандагар" пародируем, именно сцену с захватом самолета, а не что-либо другое! Даже названия фильмов не стали менять, видимо, чтобы у зрителя легче возникали ассоциации. Объяснение такому разжевыванию в голову приходит только одно: поработав над ошибками, неуемные кавээнщики решили, что чем проще, тем лучше.

Картине такое упрощение на пользу не пошло — зритель не любит, когда его считают идиотом и начинают ему объяснять более-менее очевидные вещи. К тому же, характерные для Comedy шутки ниже пояса, однообразные шутки, которые всплывают каждые пять минут, и просто шутки несмешные никуда со времен предыдущих картин не делись, а нравятся они далеко не всем. Ну, хоть не гадят больше прямо в зал с экрана, и на том спасибо.

Третий блин, как и предыдущие, тоже получился комом. Но, нужно признать, что прогресс все же есть. Во-первых, создатели разродились-таки собственным сюжетом. Это уже серьезный шаг вперед по сравнению с совершенно бесхребетной первой частью и копирующей "Жару" второй. К тому же, резиденты Comedy начали замещаться серьезными профессиональными актерами — Александром Балуевым, Валентином Смирнитским, Михаилом Ефремовым. Конечно, непривычно видеть совсем не комедийного Балуева в роли истеричного криминального авторитета, но, с другой стороны, представьте, как эту роль сыграл бы тот же Галустян? Зачем нам подобное эмоциональное потрясение? А так в картине из пресловутых резидентов остался только Харламов, для которого все и делалось. Он для серии, похоже, стал уже чем-то вроде Сталлоне для "Рэмбо" в том смысле, что снимать "Рэмбо" без Сталлоне в главной роли нельзя — никто не поймет и не оценит. Есть, конечно, еще кавээнщик Петр Винс, но до энергетики "Бульдога" он явно не дотягивает. Ну и, наконец, в-третьих, формат 3D значительно облагородил фильм, картинка глаз радует.

В общем, хоть и не дотягивает очередное творение Харламова и Гаспаряна до уровня хорошей пародийной комедии, определенная положительная динамика есть. Если Comedy Club не пойдет дальше по пути упрощения, конечно. Есть только одна загвоздка — "Самый лучший фильм" снимают, пока его смотрят. Вовсе не исключено, что зрительское терпение окончательно лопнет гораздо раньше, чем получится что-то стоящее.